#немного_о_шрифтах Узнала на днях отличный термин : «линейкаизм перфекциониста». Это о дизайнерах, которые считают, что все в дизайне должно быть идеально, соответствовать геометрическим формам и строиться по прямым. А еще иногда такие люди приходят в чужие логотипы и начинают там что-то мерить линейками, говоря, что все неправильно. Недавно Илья Бирман в своем канале постил картинку с логотипом Гугла, да и вообще она сейчас активно гуляет по интернету. Некоторые недоумевают, почему там все построено «неправильно», не по линейке и правильным геометрическим формам. И даже предлагают свои, правильные, варианты. Линейкаизм — метод не очень практичный, когда хочешь сделать не геометрически правильный дизайн, а просто хороший, эмоциональный. Наше восприятие очень хитрое, и более того, оно веками, иногда и годами меняется. Середина листа для нас находится не на геометрической середине, а чуть выше (можете просто ткнуть в, как вам кажется, середину листа и затем этот лист сложить, станет понятно о чем это я тут). Это называется оптической серединой. В нашем мире работают силы гравитации, и смотря на какие-то композиции, нам кажется, что один объект падает на листе, а другой взлетает. Что картинка сбалансирована или же заваливается в какую-то из сторон. Что один нарисованный квадратик тяжелее, чем другой, меньший по размеру. Хотя ну серьезно, это же просто пиксели. Или немного краски на бумаге. Они никуда не денутся, не имеют веса. Но нет, для нас все равно вываливаются, падают, разваливаются, смирно стоят или же создают динамику. Какой-то цвет для нас более активный, какой-то менее. Какой-то как бы поглащает свет и пространство, а какой-то наоборот, и квадратик с ним кажется больше, чем такой же по размерам квадратик с другим цветом. Самыми идеальными кругами и квадратами мы видим те, которые чуть-чуть, на пару процентов, приплюстнутые. И таких особенностей восприятия и оптических иллюзий великое множество, и это то, с чем работают и с чем приходится сталкиваться дизайнерам ежедневно. Вы это можете увидеть, взяв хорошо напечатанную книжку и лупу (или хороший наборный шрифт на компьютере, увеличив его до размеров плаката А2). Чем мельче будет шрифт, тем больше странностей будет происходить с буквами. Окажется, что буквы, которые должны быть одной высоты, на самом деле разной. Окажется, что во многих шрифтах прямые линии вовсе даже не прямые, а с изломами или изгибами. И именно благодаря этим разным высотам, изломам и другим ухищрениям шрифтовых дизайнеров нам буквы кажутся ровными и одинаковыми. Магия. И когда что-то рисуется или дизайнится, во-первых, вот с этим нашим восприятием нужно считаться. Создавать логотип и шрифт помня, что нашему глазу идеальным кажется то, что на самом деле неидеально. Помня про оптические середины, помня, что нужно компенсировать размеры разных объектов и плотность и вес разных цветов. А во-вторых, в эру компьютеров и фотошопов правильностью форм нас не удивишь — геометрически правильный круг можно нарисовать за секунду. А вот нарисовать круг, который будет выглядеть как правильный, но на самом деле нести в себе какой-то эмоциональный отклик и живость своей неправильностью — это уже работа. И этот на несколько процентов неправильный круг будет смотреться лучше и интереснее правильного. И в том числе он цепляет, потому что выделяется на фоне идеального. Век назад, например, все было бы ровно наоборот, потому что идеальное-машинное выделялось на фоне обычного, нарисованного от руки. Именно эти два пункта — хорошую работу на грани правильности/понимания восприятия и живости неидеального — и можно наблюдать в оригинальном логотипе гугла. Когда же все построено геометрически, логотип становится более сухим, скучным ии просто «я так тоже могу нарисовать». Кроме того, что в исправленных версиях (последняя картинка) логотип становится неуравновешенным, диагонали оптически не совпадают и «челюсть» у буквы G начинает слишком выпадать направо. Вывод: не ведитесь на провокации страдающих линейкаизмом перфекциониста! =)

Теги других блогов: дизайн восприятие линейкаизм